современная культура россии Россия
современная культура россии - на переломе
 современная культура россии
современная культура россии
современная культура россии
современная культура россии
 / 
Культура/ современная культура россии
Саяны : Дальний Восток : Алтай : Камчатка : Байкал : Москва
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля

современная культура россии

 

Социология культуры

л.г. ионин
КУЛЬТУРА НА ПЕРЕЛОМЕ (МЕХАНИЗМЫ И НАПРАВЛЕНИЕ
СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ)
ИОНИН Леонид Григорьевич — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Института социологии РАН.
Социоструктурные и административные системы России сегодня рушатся, вместе с
ними гибнут складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии,
жизненные стили и формы. Трансформируются структуры престижа, складываются
особые идеологические элиты, старые общественно-культурные идентификации
уступают место совершенно новым. На первый взгляд все это производит
впечатление полного хаоса и распада. Однако при более внимательном наблюдении в
этом кажущемся безумии усматривается своя логика. В дальнейшем мы попытаемся
раскрыть эту логику, понимаемую как движение от моностилистической к поли-
стилистической культуре, выявить некоторые важные его механизмы, а также
возможные результаты и последствия для социума. Закономерности такого перехода,
хотя и прослеживаются здесь на отечественном материале, имеют, с нашей точки
зрения, универсальный характер и обнаруживают себя в культурной истории любого
общества.
I
Что такое моностилистическая культура? Для ее характеристики обратимся к идее
репрезентативной культуры, систематически развитой Ф. Тенбруком: «Культура
представляет собой общественное явление постольку, поскольку она является
репрезентативной культурой, т.е. вырабатывает идеи, значения и ценности, которые
действуют в силу их фактического признания. Она охватывает, следовательно,
убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на
социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разде-
ляют, либо пассивно признают» [1]. Истории известно множество культурных систем,
представляющих собой всеобъемлющую схему интерпретации феноменов, актуально
происходящих или потенциально возможных в обществе, «репрезентируемом» ими.
Эти культурные системы не просто служат инструментом истолкования феноменов,
но как бы и определяют форму и способ их существования: они исключают одни
феномены из поля зрения членов общества как неаутентичные с позиции данной
культуры, в отношение других выполняют работу по упрощению и «адаптации»,
чтобы сделать понятными для всех. Это относится не только к явлениям, настоящего,
но и возможного будущего, а также прошлого. В общем, они служат определенной
схемой восприятия всех событий и фактов человеческой истории и одновременно
орудием легитимизации принятого социального порядка.
Таковыми были репрезентативные культуры Древнего Египта, восточных диспо-
тии, эти черты проявлялись и в культурных системах средневековой Европы. Тако-
выми являлись (и являются) культурные системы теократических, в частности, совре-
менных фундаменталистских государств.
Если попытаться выделить главные характеристики этих культурных систем, то в
первую очередь бросается в глаза наличие специализированной группы создателей
культуры, или культурных экспертов, занимающих высокое место в социетальной
иерархии. В «примитивных» или древних культурах это были шаманы или маги, затем
им на смену пришли священники, позже — идеологи. По мерс эволюции культуры и
смены доминирующих мировоззрений менялись характеристики групп, стоящих на
вершине культурной иерархии и вырабатывающих схемы и правила культурных
интерпретаций, обязательные для «нижележащих» уровней, но сама иерархическая
структура оставалась неизменной. Особенно ярко эта преемственность проявлялась в
Советском Союзе, где партийные идеологи и бюрократы из министерства культуры
при помощи государственных и общественных организаций регулировали и
регламентировали культурную жизнь общества вплоть до мельчайших повседневных
деталей.
Другой специфический признак - определенный порядок реализации культурных
явлений в пространстве и времени согласно нормам доминирующего мировоззрения.
Всегда налицо специальные дни и специальные места для манифестаций, демонстра-
ций, карнавалов. Текущая культурная активность, в свою очередь, локализуется в
храмах и иных священных зданиях, в театрах, концертных залах, публичных местах,
создаваемых специально для культурных целей. В СССР эту роль играли и в нынеш-
ней России продолжают играть Дома и Дворцы культуры, предоставляющие граж-
данам пресловутый набор возможностей удовлетворения культурных потребностей.
С этой чертой неразрывно связана еще одна: строгая канонизация жанров и стилей
культурной деятельности. Она неизменно осуществлялась и в предшествующие столе-
тия. В советское время требования стали более жесткими. Если, например, группа
людей принимала решение организовать кружок для изучения иностранного языка
или поэзии, ее члены немедленно становились объектом внимания тайной полиции. В
своих занятиях они не имели права касаться философских или религиозных тем; это
интерпретировалось как попытка подрыва господствующей идеологии. Организо-
вывать такой кружок следовало в Доме культуры; когда он собирался по месту
жительства одного из участников, это было уже подозрительно. Изучать, например,
марксизм, можно было в вузе или в каком-нибудь из множества вечерних универ-
ситетов. Самостоятельное его изучение группой интересующихся отождествлялось с
подрывной деятельностью.
Чистота жанра в официальных культурных мероприятиях также четко соблюда-
лась. Были, конечно, случаи смешения жанров и стилей. Особенно это касается пер-
вых послереволюционных лет, как, впрочем, и некоторых этапов дальнейшей истории
советского общества. Например, массовые театральные действия на площадях
городов. С. Эйзенштейн в 1927 г. «реконструировал» при помощи тысяч испол-
нителей, большинство из которых были рабочими ленинградских заводов, штурм
Зимнего дворца в Петрограде. Мероприятие было связано с празднованием 10-летия
Октябрьской революции. В начале 60-х годов стали популярными выступления
поэтов — Е. Евтушенко, А. Вознесенского и других — на больших стадионах и в
гигантских концертных залах с чтением стихов гражданского содержания. Эти
особенные — синтетические — представления были тесно связаны с духом своего
времени, когда официальная идеология оказывалась несколько ослабленной: в случае
Эйзенштейна это был период господства новой экономической политики, в случае
поэтических концертов — период разоблачения Н. Хрущевым преступлений сталин-
ского режима. В нормальном же состоянии, в стабильный период, моностилисти-
ческая культура строго регулирует жанры и стили как художественного творчества,
так и любой культурной деятельности. Пьесы играют в театрах. Стадионы
предназначены для спортивных состязаний. Улицы — дабы ходить и ездить по ним, а
уж никак не для того чтобы играть на флейте на углу. Музеи — для информации и
прославлении нашего прошлого.
Разумеется, тремя вышеназванными не исчерпываются характеристики моности-
листической культуры. Ю. Лотман и Б. Успенский систематизировали представления
о двух типах художественных стилей: чистом и синкретическом [2]. Разработанный
ими список специфических черт чистого стиля можно с некоторыми изменениями и
уточнениями применить к моностилистической культуре. Вот они:
— иерархия способов репрезентации господствующего мировоззрения (к примеру,
партийный съезд как репрезентация стоит несравненно выше романа, написанного в
духе социалистического реализма) и творцов культуры или культурных экспертов;
— канонизация форм культурных репрезентаций;
— упорядоченность культурной деятельности в пространственно-временном отно-
шении;
— тотализация культуры, стремящейся стать универсальной интерпретационной
схемой, исчерпывающе объясняющей и толкующей человеческую культуру вообще;
— исключение «чуждых» культурных элементов;
—упрощение посредством собственных терминов сложного социокультурного
целого, сведение его к простому и хорошо знакомому материалу;
— официальный консенсус, демонстративно провозглашающий единство восприя-
тия и приемов интерпретации культурных феноменов;
— позитивность, подразумевающая ориентацию на статус-кво и легитимирующая
направленность культуры;
— телеология, постулирующая предустановленные общественные цели, что
делает возможной их «трансляцию» в частные жизненные устремления каждого
конкретного человека.
Эта система категорий применяется не только для анализа общей культурной си-
туации, но и используется, скажем, в организации плановой экономики как культур-
ного феномена. При этом культурные факторы сплошь и рядом оказываются сильнее
сугубо хозяйственной целесообразности, в результате чего экономика становится
жертвой моностилистической культуры со всеми вытекающими отсюда печальными
последствиями. Еще более явно ее логика воплощается в политической сфере. Кате-
гории моностилистической культуры играли определяющую роль во всей практи-
ческой политике Страны Советов. Вот почему трансформация этих категорий может
во многом объяснить направление и перспективы сегодняшних социокультурных
изменений в России.
II
Прежде чем перейти к осмыслению динамики процессов, попробуем, опираясь на
упоминавшуюся модель Ю. Лотмана и Б. Успенского, теперь уже с помощью сформу-
лированной ими характеристики выразительных элементов синкретического стиля,
определить особенности полистилистического типа культуры.
Деиерархизация. Она важна в нескольких отношениях. Во-первых, как отсутствие
иерархии экспрессивных средств культуры. Во-вторых, как неприятие сакрального
доктринального ядра, очерчивающего некую священную, «неприкасаемую», не под-
лежащую анализу и критике жизненную сферу, определяющую степень сакральности
других сфер и служащую критерием оценки любых социокультурных факторов и
явлений. В-третьих, как отказ от особо отличаемой группы бюрократов, экспертов
или же творцов культуры, стоящих на вершине культурной иерархии.
С подобной ситуацией, с деиерархизированным образом культуры мы имеем дело в
сегодняшней России. Министерство культуры,правда,существует, но у него нет сил
не то что для диктата, но и вообще для сколько-нибудь заметного влияния на культур-
ные процессы. Сложился и складывается целый ряд новых культурных инстанций
(разного рода фонды, союзы, коммерческие организации), на основе которых
возникли неведомые ранее констелляции действий, независимые от культурной
бюрократии. Конечно, в каждой из них имеются свои иерархии разного рода, как
формально-административного, так и неформально-творческого толка. Но это уже
другая история. Универсальная же культурная иерархия отсутствует. Такая ситуация
складывается и в идеологии, политике, экономике, практически она свойственна всем
сторонам общественного бытия.
Деканонизация, означающая исчезновение, либо ослабление жанровых и стилисти-
ческих норм, смешение жанров и стилей.
Неупорядоченность. Речь идет о нарушении пространственно-временного порядка
реализации культурных явлений: представления начинаются в «неурочное» время
(сам этот временной сдвиг понимается как один из выразительных элементов
действа), в театре сцена и зрительный зал меняются местами, в обыденной
повседневности стирается (в прошедшие времена четко фиксируемое) различие между
жилым помещением и офисом, театральные, концертные и прочие труппы выходят на
улицы, сами улицы (например, Арбат в Москве) начинают восприниматься как
художественный феномен, театр под открытым небом, и посещаются именно с целью
получения эстетических впечатлений.
Детотализация, которая лишает культуру какого-либо видимого, воспринимае-
мого единства.
Включение. Для полистилистической культуры оно также характерно, как исклю-
чение для культуры моностилистической. Это означает максимум культурной терпи-
мости. Любые темы и сюжеты актуально либо потенциально включаются в культуру.
Начинают взаимодействовать совершенно различные системы знаков и символов.
Некоторые символы постоянно «путешествуют» из одной системы в другую. Это ясно
видно на примере работ художников соцарта, использующих традиционную симво-
лику в новых, неканонических контекстах. Нынешние поп-арт, рок-арт и иные совре-
менные направления, так же, как и формирующиеся идеологические и политические
стили, обращаются к символическим содержаниям, почерпнутым из самых разных,
нередко даже несовместимых традиций. Р. Лахман называет такого рода взаимо-
действие знакомых систем семантическим промискуитетом [3].
Диверсификация, предполагающая разностороннее развитие, когда возникают и
складываются все более сложные системы взаимодействия традиций, культурных сти-
лей, образов жизни, часто внутренне не связанных друг с другом.
Эзотеричность. Тенденция к эзотерике приходит на месте характерного для моно-
стилистической культуры официального консенсуса. Появляются эзотерические
группы с собственной сакральной доктриной, собственным сакральным сознанием, со
своей символикой, своей внутренней иерархией.
Негативность. Отрицание или равнодушное непризнание существующего со-
циально-культурного порядка занимает место позитивного отношения к нему,
характерного для моностилистической культуры.
Ателеология. Возникновение новых культурных форм и стилей часто сопровож-
дается отказом признавать какую-либо цель развития культуры, общества, цель жиз-
ни, человеческого существования вообще.
Этот набор категорий позволяет схватить ситуацию в ее типических характери-
стиках, это идеальнотипическая конструкция полистилистической культуры. Реаль-
ность, понятно, сложнее, чем идеальная конструкция. В реальности элементы поли-
стилистической и моностилистической культур сосуществуют, старые структуры и
символические системы живут, но лишены монополии на репрезентацию социо-
культурного целого и входят в нынешнюю реальность на правах одного из многих
возможных стилей культуры. В то же самое время на поверхность всплывают десятки
и сотни новых или просто забытых жизненных форм и культурных стилей. В целом
эта обстановка может быть охарактеризована как переход от моностилистической к
стабильной полистилистической культурной организации.
Поставим в данной связи два естественных вопроса. Откуда берутся эти новые для
нашей действительности культурные формы? Каковы механизмы их возникновения и
стабилизации?
Что касается ответа на первый вопрос, то, безусловно, говорить о едином источни-
ке невозможно. Новые стили и формы приходят к нам буквально отовсюду: с Запада
и Востока, из разных временных слоев — недавнего прошлого и глубокой древности.
Многие традиции поставляют культуры западного индустриального и постиндустри-
ального мира — от либеральной демократии до либертарианства и идеологий сек-
суальных меньшинств. Йога, буддизм, индуизм, кришнаизм, различные школы вос-
точных единоборств с соответствующим доктринальным содержанием — все это
становится интегральной частью современной отечественной культуры. Еще один
важный источник — наш собственный исторический опыт: возрождается православие
с его богатейшим культурным багажом, часто отождествляемым с русской культурой
как таковой, все настойчивее заявляет о себе монархизм как своеобразный поли-
тический стиль; либералы и социал-демократы отыскивают свои корни не только на
Западе, но и в дооктябрьской эпохе, националистическое движение «Память»
усваивает частично идеологию дореволюционной «черной сотни». Этот перечень
можно продолжать долго. Не меньшую роль играют и традиции, сформировавшиеся в
более близком прошлом: политический стиль большевиков в период до завоевания
государственной власти активно перенимают новейшие коммунистические партии.
Вообще большевизм, не как эксплицитная политическая идеология, а, скорее,
как образ мышления и стиль политики очень сильно воздействует на современную
жизнь.
Здесь мы перейдем ко второму из поставленных выше вопросов: какова "механика"
утверждения новых культурных форм? По сути новой явилась лишь сама возмож-
ность их публичной презентации. И, естественно, именно на этом сосредоточилось
главное внимание общественности. В результате оказалось так, что внешняя,
прсзентативная сторона возрождаемых культурных стилей стала весомее внутренней,
теоретической, концептуальной. Она же получила и наибольшую привлекательность
при вербовке новых сторонников. Так, резкое увеличение численности российских
кришнаитов объясняется, пожалуй, не столько глубиной и совершенством моральной
доктрины, сколько театрализованными шествиями в розовых одеждах, с флагами и
пением гимнов по городским улицам. Точно также монархисты увеличивают ряды
своих приверженцев не в силу притягательности политической теории (она у них если
и есть, то в самом примитивном, неразработанном виде), а но причине торжественных
молебнов и подчеркнуто щегольского ношения формы царских офицеров. Распад
моностилистической культуры привел к разрушению традиционных систем лично-
стных идентификаций. Многочисленные нарождающиеся формы и традиции предла-
гают альтернативные возможности идентификаций. Презентационная оболочка
обретает важнейшее значение: знаки идентификации для людей, ищущих новые связи
с жизнью взамен утраченных, являются словно бы обещанием быстрого выхода из
нынешнего неустойчивого положения. И они надевают розовые одежды кришнаитов,
русскую офицерскую форму, раскрашиваются под панков, зачастую не имея пред-
ставления о самих доктринах, обусловливающих эти внешние атрибуты.
Итак, основой становления новых культурных форм оказывается инсценирование.
Первостепенное значение приобретают реквизит и костюмы. Роли черпаются из
наследия той или иной инсценируемой традиции. Люди ведут себя как актеры на сцене
и живут не своей собственной жизнью. Но одновременно продолжается и их
собственная будничная жизнь: они трудятся, любят, растят детей. Причем не
перестают выступать в испостасях, диктуемых традицией, и таким путем происходит
стализация повседневности. Так постепенно складываются дифференцированные
жизненные и культурные стили [4].
Особенно ярко инсценированный характер современных культурных стилей дает о
себе знать в области политики. В стране свыше пятидесяти политических партий,
многие из которых отмечены своим отчетливым политическим стилем: стиль так
называемых прямых действий («Демократический Союз», «Память»), массово-
популистский стиль («Демократическая Россия», новые коммунистические партии и
движения), традиционный парламентский стиль (социал-демократы) и т.д. Все они
воспринимают (и презентируют) себя как часть той или иной политической традиции:
либеральной, социал-демократической, коммунистической, анархистской, христиан-
ской. И при этом различия между партиями, движениями лишь стилистические.
Программы как правило выглядят одинаково — демократическими в самом общем
понимании. У них нет опоры на конкретные социальные слои. Члены большинства
партий рекрутируются почти исключительно из интеллигенции. Нередко приходится
наблюдать произвольную смену стилей, политическую и стилистическую пере-
идентификацию не только рядовых партийцев, но и лидеров. Все это, думается,
свидетельствует, во-первых, о том, что политическая жизнь носит пока что инсце-
нировочный (нефундаментальный) характер, и, во-вторых, о том, что инсценируемые
политические стили еще не обрели устойчивости, необходимой для нормального
функционирования полистилистической культуры.
То, что происходит в политике, симптоматично для социокультурной ситуации в
целом. У нас сейчас незаметно сколько-нибудь стабильных связей между различными
культурными стилями, между стилями и личностями, между групповыми стилями и
групповыми интересами, между глубинными побуждениями личностей, групп и их
выражением в культурных стилях. Вот почему существен вопрос: а что впере-
ди, реальны ли надежды на формирование стабильной полистилистичсскои культу
ры?
III
Подобно плюралистической демократии, полистилистическая культура, чтобы
быть претворенной в действительность, требует наличия таких предпосылок как
терпимость граждан по отношению к новым и чуждым стилям и формам, готовность
жить в достаточно сложной полистилистической среде, осуществления формальных (в
том числе законодательно утвержденных) правил взаимодействия различных культур,
традиций в нормальном контексте социальной жизни.
Наше предшествующее культурное законодательство создавалось исходя из по-
требностей моностилисгической официальной культуры. Оттого настоящие попытки
развертывания многообразия стилей и форм сталкиваются с устаревшими нормами и
предписаниями, остро ощущается правовой вакуум. Надо ли говорить, что это ведет к
произволу чиновников: все решают деньги, политические предпочтения. Насущные
же нужды культурного развития отходят на второй план.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть — развитие к политической культуре в
переходный период таит в себе опасные тенденции будущего культурного фунда-
ментализма.
Немного о фундаментализме вообще и о культурном фундаментализме в
частности. Само понятие возникло в связи с предпринятым в США в конце минувшего
века изданием морально-теологического трактата «The Fundamentals of Christian Faith»
(«Основания христианской веры»). Множество членов христианских сект и дено-
минаций восприняли его как прямое руководство но ведению частной и публичной
жизни. С тех пор фундаментализм оказывает огромное влияние на нравственный
климат, жизненные стили главной цитадели капитализма и полистилистической
культуры. Другой известный пример — исламский фундаментализм в мусульманских
странах как религиозно-политическое движение, ставящее своей целью форми-
рование теократического государства. Американские фундаменталисты достигли
частичного успеха, иранские — полного. В Иране доктрина, поведенческие нормы и
моральные принципы ислама не просто влиятельны, они целиком определяют и
регулируют общественную и личную жизнедеятельность. Иран в отличие от США
считается образцом моностилистической культурной организации.
Однако вернемся в Россию. Насколько сейчас тут серьезна опасность «фундамен-
тализации», то есть безраздельного установления моностилистической культуры?
Присмотримся к тому, как происходит инсценирование новых культурных стилей.
Возьмем, например, стиль хиппи, пли «русский» стиль, присущий движению «Память»,
монархистам, другим националистическим группам. Утверждение этих стилей с
необходимостью предполагает ряд шагов. П е р в ы й — определение доктриналь-
ного ядра (скажем, идеи великого предназначения Российской державы, выраженной
в исторических или публицистических трудах; в случае хиппи писаная доктрина или
формальное учение не обязательны, достаточно набора максима типа «Все люди —
братья»); вт о р о й — выработка соответствующего морально-эмоционального
настроя (у хиппи это специфически гедонистический образ чувствования, у наших
носителей националистических воззрений — отражение того, что русские литераторы
и философы писали о чертах русского характера, русской души); т р е т и й —
усвоение поведенческого кода и символики одежды; ч е т в е р т ы й — обеспечение
лингвистической компетенции (у хиппи — своеобразный международный жаргон, у
отечественных сторонников сохранения ортодоксии — архаизированный, «солжени-
цынский» стиль); и я т ы й — приспособление к мизансценам, где происходит пре-
зентация избранного культурного или жизненного стиля (у хиппи — вокзалы, цент-
ральные улицы и площади больших городов, у «русских» — православные храмы и
большие общественные здания). Все это — логически необходимые шаги, в реальной
истории инсценирования их последовательность имеет, скорее, обратный характер.
На первых этапах инсценирования новичок чувствует себя отчужденным от роли.
Но чем дальше, тем полнее он идентифицирует себя с ролью, которую исполняет.
«Быть хиппи» или «быть русским» — это уже не игра, а реальная жизнь. Новый обра-
щенный научается исключать других людей и другие жизненные стили из своей
среды и этим достигает значительного упрощения своего бытия и своего мировоз-
зрения, делая их более последовательными. Логическая граница этого процесса —
канонизация жизни, тотализация редуцированного образа мира благодаря дальней-
шему исключению неаутентичных элементов, формирование официального группо-
вого консенсуса. Все это типичный путь конструирования культурного фундамен-
тализма как стиля с его специфической доктриной, чувствами, нормами, опытом.
Легко заметить, что, анализируя процесс фундаментализации культурного стиля,
мы упустили из виду такие важные категории моностилистической культуры как
иерархия и телеология. Дело в том, что соответствующая этим категориям практика
свойственна далеко не всякому «фундаментализирующему» процессу. В частности,
она не предусматривается доктриной и традицией хиппи. И, напротив, пронизывает
русскую национальную традицию, как, кстати, и любую националистическую. В чисто
формальном плане для этого процесса не имеет значения содержание традиции,
лежащей в ее основе доктрины. А вот с точки зрения социальных последствий раз-
вертывания фундаменталистских установок доктрина и традиция приобретают гром-
кое звучание. Ведь в националистической, религиозной или коммунистической тра-
дициях иерархия и телеология служат неотъемлемой частью аутентичной жизни и,
следовательно, неотьемлемым элементом ее инсценирования. Более того, аутентич-
ная реставрация этих культурных и жизненных стилей обычно предполагает их
экспансию. Идеологию хиппи нельзя отнести к экспансионистской. Хиппи стремится
тотализировать собственную жизнь и собственный опыт и только в силу этого входит
в свою группу, вливается в свою Gеmeinschaft. Но Gеmeinschaft «русских» — это, по
определению, все русские. Gеmeinschaft православных верующих — это также все
русские, православный народ. Gеmeinschaft коммунистических верующих — это
потенциально все человечество. Почти то же самое можно сказать и об исламском
фундаментализме. Поэтому нас не пугает фундаментализм хиппи, но мы боимся
коммунистического, исламского, всякого другого национального и религиозного
фундаментализма.
Ключевым в этих рассуждениях является слово «тотализация» — тоталbзация
мировоззрения и жизненного уклада. Чисто логически пределы возможной тотали-
зации всегда фиксируются «изнутри», они заложены в самом содержании доктрины и
традиции, представляющих тот или иной культурный стиль. Каждый культурный
стиль в процессе инсценирования движется к этому пределу, т.е. к фундамента-
лизации, к формированию моностилистической культуры. Но только некоторые из
этих стилей располагают экспансионистским потенциалом, представляют собой
угрозу как политической демократии, так и полистилистической культуре вообще.
История свидетельствует, что реализация установок фундаменталистов в государ-
ственном масштабе связана с массовыми социальными движениями. Крупнейшие
тоталитарные режимы, базирующиеся на моностилистической культуре — сталин-
ская империя и нацистская Германия, — возникли па волне социальных движений
фундаменталистского толка. Такие движения (коммунистические, националистиче-
ские, профашистские) хорошо знакомы нам и сегодня, в последнее время они весьма
активизировались, довольно тесно взаимодействуя.
Известно, что фундаменталистские процессы крепнут как раз в переходные момен-
ты — пору разложения моностилистической и формирования полистилистической
культуры Во времена, трудные для человека, теряющего жизненные ориентиры, они
предоставляют легчайшие возможности культурной идентификации и, тем самым,
обретения твердой почвы под ногами. Именно такая ситуация сложилась в нынешней
России. Если добавить к этому неразработанность правовой базы культурных взаимо-
действий и отсутствие прочных общественных навыков толерантности, то шансы
фундаменталистических течений можно счесть, к сожалению, благоприятными.


современная культура россии

современная культура россии
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Вьетнам
Грузия
Израиль
Ирак
Иран
Иордания
Индия
Индонезия
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Китай
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Ливан
Малайзия
Макао
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Непал
ОАЭ
Оман
Пакистан
Россия
Саудовская Аравия
Сирия
Сингапур
Северная Корея
Тайвань
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
современная культура россии
 
современная культура россии Rambler's Top100
О проекте |Карта |Карта отелей
(c) Void Limited Co, 2005
www.panasia.ru